А.С. Грибоедов "Горе от ума": история создания комедии
Александр Сергеевич Грибоедов вошел в историю отечественной литературы как автор одного произведения. Пьеса «Горе от ума» - веха в развитии русской драматургии, повлиявшее на творчество А.С. Пушкина, А.Н. Островского и других прославленных авторов 19 столетия.
Пьеса посвящена столкновению передовых демократических тенденций, родственных взглядам декабристов и глубокой реакции, символом которой стал Аракчеев. Сюжет не изобилует внешними событиями – просвещенный молодой человек, Чадский, возвращается в Москву к своей подруге детства Софьи. Он разочаровывается не только в нравах и устоях светского общества, с которыми вступает в конфронтацию, но и своей любви к девушке. В пьесе раскрываются два конфликта – гражданский, выраженный через противостояние Чадского и окружающих, и любовный.
В начале 19 века делились комедии по тематике на два вида – злободневные и легкие, светские. «Горе от ума» сочетает в себе оба направления, ее художественное своеобразие восходит к творчеству Мольера, и его произведением «Мизантроп». О родственной связи комедий часто пишут литературоведы, в том числе В.И Коровин и А. Н. Соколов.
История создания
(Афиша типографии Тиблена, СПб, 1862)
После Великой Отечественной Войны 1812 года в русском обществе наметился идеологический кризис. После триумфальной победы над сильней армией Наполеона на Родину возвратились дворяне и крестьяне, которые вместе воевали, ощутили атмосферу свободы и равенства. Все ждали перемен, но вместо них наступило реакционное время с ужесточением цензуры и порядка. Это привело к зарождению демократической мысли, которая стала основой декабристского движения. Именно конфликт просвещенной молодежи с окостеневшим светским обществом стал основной идеей «Горя от ума».
(Н.П.Рощин-Инсаров в роли Чацкого. Киев, 1890-е гг.)
Прототипом главного героя отчасти стал сам Грибоедов. Выбрав дипломатическую карьеру, он редко бывал в Москве. Во время отпуска он посещал модные салоны, наблюдая за жизнью светского общества. Грибоедов напрямую говорил о пороках высшего света, за что многие считали его чудаком.
Этапы работы
Некоторые современники указывают, что первые мысли о произведении Грибоедов высказывал уже в 1816 году. Общий план комедии составлен к 1818-1820 году.
Первые два действия были написаны в Тифлисе в 1822. Работа продолжилась в следующем год во время продолжительного отпуска драматурга в загородном имении Бегичевых в Тульской области. Грибоедов переписал начало и дописал 3 и 4 действия. Данная рукопись сохранилась и сейчас принадлежит фондам Исторического музея под именем «Музейный автограф».
(«А вас, сударь, прошу я толком…» Иллюстрация к комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", Д.Н. Кардовский, 1912)
Первое название комедии – «Горе уму». Главная идея первоначального замысла – конфликт общества и просветительских идей, носителем которых является Чадский. Изменение заголовка свидетельствует о том, что автор расширил проблематику произведения и углубил образ главного героя. Чадский – не просто схема, воплощающая ум, а глубокий характер, разум – это только одна из черт его.
К 1824 году пьеса была готова к печати, ради этого автор отправился в Петербург. В дороге он изменил развязку: вставил сцену с разоблачением Молчалина Софьей. Напечатать или оставить пьесу не удалось. На помощь пришел друг Грибоедова А.А. Жандр. В его департаменте создали множество копий комедии, которые называли списками или «Жандровской рукописью».
Произведение еще до первых публикаций приобрело популярность и разошлось на цитаты. Как говорили современники, не было такой дворянской семьи в стране, в которой не имелся бы список комедии.
Публикация произведения
(Книга А. С. Грибоедова типографии Меркульева, СПб, 1875)
Впервые отрывки пьесы были напечатаны в конце 1824 года Ф.В. Булгариным в новом журнале «Русская Талия на 1825 год». Цензурой были пропущены только часть первого действия и почти целое третье.
Публикация дала повод литературным критикам, давно знакомым с ним благодаря спискам, высказать свое мнение. Отзывы о произведении были разнообразными от острой критики до восхищения. Сторону автора поддержали Н.А. Полевой, О.М. Сомов, А.А. Бестужев и В.Ф. Одоевский. Положительно отзывался и А.С. Пушкин, который восхищался ярким и точным языком комедии, но указал и на ее недостатки в построении образов и сюжета.
Были и те, которые резко осудили комедию, которая высмеивала высшее общество. Среди них были М.А. Дмитриев и Д.И. Писарев.
Перед отъездом в Персию Грибоедов оставил редактору рукопись последней редакции с подписью «Горе свое поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов. 5 июня 1828 года». В начале следующего года драматург был убит толпой в Тегеране.
В 1833 году пьеса была опубликована с сокращениями. Полный текст был напечатал только в 1862.
(Постановка «Горе от ума» А. Грибоедова. В роли Натальи Дмитриевны — А. Яблочкина, в роли Чацкого — М. Ленин. 1909–1910)
Современная версия комедии – результат работы ученый-текстографов на основе трех сохранившихся рукописей:
- Музейного автографа;
- Жандровской рукописи;
- Булгаринского списка.
Все они отличаются друг от друга, так как автор постоянно дорабатывал комедию. Имели место и мистификации, когда читатели дополняли пьесу отрывками собственного сочинения.
(Сергей Загребнев и Юлия Булавко в спектакле Театра на Покровке "Горе от ума", фото Евгения Малахова, 2018)
«Горе от ума» - знаковое произведение в русской культуре. Оно многократно ставилось в театрах по всей стране. Существуют и экранизации комедии 1952 и 1977 года. Значимость комедии, в которой почти каждая строчка стала пословицей, трудно переоценить.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.